Прелесть

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ВПАЛ В ПРЕЛЕСТЬ?

В Библии церковно-славянское слово прельстити значит «обманывать», «обольщать» (Быт.3:13). Прельститися – впасть в заблуждение, обмануться, свернуть с прямого пути (Вт.4:19). От различных видов прелести предостерегает нас Спаситель: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас (Мк.13:5). Св. апостол Павел увещевает коринфян: боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе (2Кор.11:3). В святоотеческой аскетике прелесть – одно из важнейших понятий. Словами впасть в прелесть определяется внутреннее состояние человека, которого обманули (прельстили) бесы. Делается это скрыто через внушение ложной мысли под личиной добра и истины. Состояние это очень опасное. Обычно человек избавляется от него путем скорбей. Противоядием является смирение. Большинство людей хронически живет в грехе без покаяния, поэтому состояние их может быть названо состоянием прелести. «Чтоб тебе было это яснее увидеть и понять, представлю тебе пять нравственных состояний людей и опишу соответственные им козни, обходы и прельщения вражеские. Состояния сии суть следующие: одни пребывают в рабстве греху, и помышления не имея об освобождении от него; другие, хотя помышляют об этом освобождении и желают его, но ничего не предпринимают, чтобы достигнуть его; есть и такие, которые по освобождении от уз греха и стяжания добродетелей попадают опять в грех с большим растлением нравственным. Из этих последних одни в самопрельщении думают, что, несмотря на то, все еще идут к совершенству, другие в беспечности оставляют путь добродетели; иные саму добродетель, какую имеют, превращают в повод и причину зла для себя. На каждого из таковых враг действует, соображаясь с его настроением (Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Глава 29).

Есть такая опасность: человек думает, что, молясь по 3 часа кряду, кладя сотню поклонов или вычитывая каждый день, по три акафиста, он духовно преуспевает. Но преуспеяние совсем не в этом. Оно во внутреннем изменении.

Что такое прелесть и как с ней бороться?

Прелесть — это состояние духовного прельщения, когда человек ложь принимает за истину.

Только тот, кто достиг духовного совершенства, стал святым, избавился от прелести, остальные в той или иной мере пребывают в ней. Вот человек пришел к Богу, начал читать Священное Писание, молиться, он уже себя начинает превозносить над другими, своей жизнью хвалиться, тщеславиться (тайно или явно) — вот он уже и в прелести. Как узнать, человек в прелести или нет? Попробуйте задеть день и ночь молящегося за живое место — если он сразу вспыхнет, начнет нервничать, обидится — значит он в прелести. Обычно все, кто в прелести, начинают себя над другими превозносить, осуждать ближних: «Я молитвенник, постник, а вы лентяи, моими молитвами живете». Избави нас, Господь, от такого состояния!

Как попадают люди в прелесть?

Знаете, как хитро диавол улавливает в свои сети? Я в 1978 году крестил одну женщину, дал ей правило: что читать и делать. Говорю: «Каждый день читай по 500 раз молитву Иисусову, делай по 50 земных поклонов». (Эта женщина в церковь уже ходила; я как- то стал допытываться, и оказалось, что она некрещеная — ее крестили в католической церкви). Через некоторое время приезжает и говорит: «Благословите мне больше поклонов делать». — «Ну, — говорю,- делай 100 поклонов». — «А можно 1000 раз читать Иисусову молитву?». — «Можно. Бог благословит». Через некоторое время приехала и попросила 3000 молитв Иисусовых. Благословил, спрося: «Тебе сил хватает?» — «Хватает». И все. Мы с ней встречались раз-два в год. Она приезжала, всегда молчала, вся в молитве пребывала. Ни с кем особо не разговаривала. Так вот приедет — и уедет. А потом однажды (было это в с. Красном, недалеко от Палеха) мы собрались на день Ангела всех Наталий. Собралось Наталий человек восемь. Эта женщина взяла и села первая за столом, под иконами. Я говорю: «Ты место освободи — сядь на другое место». И она вообще ушла с обеда, обиделась. Я потом с ней где-то два часа беседовал, спрашивал — почему она обиделась? Говорит:

— Вы меня оскорбили, опозорили перед всеми!

— Тут позора никакого нет. День Ангела не твой, должна была место уступить именинницам. И вот, в этой беседе я допытался у нее:

— Расскажи, как ты молишься?

Оказывается, что она без благословения делает 1000 поклонов каждый день; когда в дороге бывает и просрочит, так и по 2000 делает — с молитвой Иисусовой, со слезами. Узнал, что она спит по два часа в сутки. В понедельник, среду и пятницу не вкушает пищи совсем, не пьет, а во вторник, четверг, субботу и воскресенье ест один раз. Если бы ее видели — она крепкая, здоровая; ездила к нам — рюкзак громадный на себе несла -10 километров по бездорожью. Даже ни капли не видно измождения. Узнал, что когда мы все сидели за столом (в другой раз), на нее такая благодать снизошла, такая любовь к Господу и ко всем!

Готова всех обнимать и целовать. Своего тела не чувствовала, вся душа и тело — в любви Господней.

Думаю: «Ну, что уж это с ней такое — что-то особое?»

А вот в Красном, когда попросили покинуть первое место и выяснилось — что это. Все проявилось! У нее такой гнев появился, такая обида, что она и разговаривать даже не хотела:

— Вы меня опозорили перед всеми!

А что Христос говорит: «Не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных почетнее тебя» (Лк. 14,8).

Для чего это я говорю? Такой вот человек хитро спасается, очень хитро. Пророк Давид говорит: «Смирихся, и спасе мя Господь» (Пс. 114). Смирился — уже спасен. Не надо ни поклонов, ни молитв — уже человек спасся. Поклоны, бдение, подвиги — это не цель, это средство ко смирению. Через них человек смиряет свою плоть, умоляет Господа, чтобы прийти ко смирению, быть как дитя незлобивым, спокойным, уравновешенным. Всех любить, всем добро творить. Эти подвиги она взяла на себя не по благословению, а по своей воле, по гордыне. А когда такие люди по своей воле живут, то в них не Божий дух ревности, а диавольский дух. Дальше пошло и другое — дошло до того, что покушалась на самоубийство. Наелась каких-то таблеток, хорошо, что ее начало рвать, четыре часа пролежала полумертвая. Еле ожила. Вот, до чего доводят эти «подвиги». Когда я ей снова благословил 50 поклончиков и 500 Иисусовых молитв, каждый день есть, как все едят, тогда она не смогла этого сделать. Говорит:

— Ничего не могу: ни поклонов, ни молитв — совсем ничего. И утренние, и вечерние не могу читать. И жор на нее напал. Говорю:

— Видишь, это с тобой чисто демоническое было. Многие наши сестры в общении с ней не раз слышали, как бы между прочим: «Вот, подвиги совершаю», «по 1000 поклонов делаю», «три дня в неделю не ем», «по два часа сплю», все так хитро высказывала. Говорила уже и такое: «Все плохие, одна я хорошая». Вот вам — эталон, как узнать человека в прелести. Ему об этом говоришь — не верит: «Ты плохой!» Значит, спасаться не трудно, но мудро. В церкви, в монастыре, везде должно быть послушание — на первом месте. Все делать надо по послушанию. Запомните, что я вам сказал….

Как узнать, на какой стадии духовного развития я нахожусь? Опасаюсь впасть либо в прелесть, либо в уныние.

Если мы себя видим грешниками, значит, мы на правильном пути. Если видим себя, что хорошие, значит, на ложном, на пути прелести.

Один инок подошел к своему духовному отцу и говорит: «Отче! Вот я молюсь и достиг такого, что вижу Ангелов». А старец ему сказал: «Блажен тот, кто видит не Ангелов, а грехи свои».